Об услуге
Споры с налоговыми органами возможны по двум сценариям:
- предъявление претензий правообладателю, создавшему, по мнению проверяющих, полностью подконтрольную сеть формально независимых франчайзи, заключивших договор коммерческой концессии;
- предъявление претензий самому франчайзи, который был столь успешен, что в целях соблюдения лимитов по применению специальных налоговых режимов, «раздробил» юридическую структуру своего бизнеса, заключив с независимым правообладателем несколько договоров или прибегнув к субконцессии.
Анализ судебной практики позволил нам выделить следующие типовые проблемы в делах об искусственном дроблении бизнеса с упоминанием франчайзинга:
- отсутствие фактуры, характерной для договора коммерческой концессии. Это случаи, когда договор заключен «на бумаге», при этом отсутствует сформированный комплекс исключительных прав, отсутствует типичное взаимодействие между правообладателем и франчайзи (например, по контролю за франчайзи);
- невыплата или неполная выплата роялти. Смысл бизнеса по франшизе — получение дохода в виде роялти, поэтому отсутствие выплат абсолютно нелогично для правообладателя и является весомым доказательством при вменении искусственности в отношениях сторон. Потому что между независимыми контрагентами не могут отсутствовать расчеты;
- продажа товарного знака другому субъекту или собственнику в статусе ИП и затем получение его обратно уже в рамках франчайзингового или лицензионного договора;
- взаимозависимость сторон договора между собой, что особенно пристально анализируется контролирующими органами. Франшиза предполагает наличие в бизнесе независимых субъектов-франчайзи, действующих отдельно друг от друга. Если все субъекты взаимозависимы — логичен вопрос к реальности франчайзинговых отношений сторон;
- предоставление франшизы только одной компании или ИП. Франчайзинговый бизнес предполагает развитие сети, включение в нее как можно большего количества франчайзи и расширение узнаваемости;
- обоснованный выбор поставщиков товара для франчайзи. Нередко, правообладатель требует приобретения товара у него самого или подконтрольной организации, так как заинтересован в увеличении сбыта конкретной продукции. Есть случаи, когда правообладатель только контролирует параметры качества (например, мука высшего сорта для выпечки) или производителя (например, конкретный изготовитель муки);
- смешение сырья, персонала и денежных потоков между франчайзи. Каждый из них — отдельный субъект, независимый от другого. Безусловно, условия договора могут предусматривать взаимное обучение франчайзи друг у друга, возможно какой-то фонд взаимопомощи и предоставления займов, однако все это должно логично укладываться в канву франшизы и иметь деловую цель. Общие склады, отсутствие разделения, единая система закупа у поставщиков — не всегда укладываются в модель франчайзинга.
Таким образом, для сферы франчайзинга характерна определенная практика взаимодействия, отступление от которой влечет налоговые риски обвинений в искусственном дроблении бизнеса. В то же время, налоговый орган дополняет свои выводы и типичными признаками «дробления» — подконтрольностью субъектов, нарушениями финансовой дисциплины, отсутствием деловой цели и другими.
В связи со всем вышесказанным при проработке риска дробления бизнеса с помощью договора франчайзинга или лицензионного договора следует с огромным вниманием отнестись к составлению договоров и самой организации структуры бизнеса.
Наши эксперты разработают индивидуально под Вашу структуру бизнеса договор Франшизы, лицензионный договор и полный пакет документов к ним с дальнейшей регистрацией в Роспатенте. Данная услуга при ее профессиональной реализации максимально оградит Ваш бизнес от рисков, связанных с дроблением.
Специалисты ООО «АНАЛИТИКА» имеют богатый положительный опыт сопровождения, оспаривания выездных проверок, инициированных налоговым органом в связи с выявленными рисками дробления.